Нетрадиционные техники рисования


С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Чем разнообразней будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

     Известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

     Необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

     Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

     Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

 





Рисование бабочки в технике монотипия.

Конспект занятия в детском саду

Здравствуйте! Хочу поделиться своим скромным опытом работы по теме «Насекомые», в частности, рассказать о том, как происходило ознакомление воспитанников с бабочками. В качестве наглядного материала приготовила презентацию для детей об этих нежных и прекрасных созданиях.

 

Слайд № 2

Цели:

1 Ознакомить с законом симметрии;

2 Совершенствовать умение изображать способом монотипии;

3 Расширять знания о бабочках;

4 Познакомить с различными видами узоров на крыльях бабочек;

5 Расширять знания детей о том, как появляется бабочка;

6 учить детей видеть красоту в природе;

7 развивать творческое воображение, эстетический вкус.

 

Итак, примерный ход НОД

 


Слайд № 3

- Спал цветок…

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Ответ детей.

 Слайд № 4
- Как догадались, что это бабочка?

- Бабочки летом весело порхают в саду, на лугу, в поле, радуя нас всеми цветами радуги.

Их любят все. Давайте проверим, что вы знаете о этих насекомых.

- Как появляются бабочки?

- А почему они блекнут, если подержать их в руках?

(Ответы детей)

Самая благодатная пора для бабочек – лето. Питаются они сладким соком цветов – нектаром в теплые летние дни, перепархивая с цветка на цветок.
Слайд № 5
Яркая окраска нужна бабочкам для того, чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.

У бабочки Павлиний глаз красивые пятна на крыльях не для украшения, а для устрашения. Не всякая птица решится схватить «глазастую» бабочку.

 

Слайд № 6
Махаон – самая большая и самая красивая бабочка! Этих бабочек осталось мало на Земле! Законы, охраняющие природу, запрещают ловить Махаонов.

 Слайд № 7
Лимонница появляется при первых весенних лучах, поэтому ее считают одной из первых бабочек весны. Второе раз бабочка появляется в июле и летает до осени. Летает два раза в год, но имеет только одно поколение. Лимонница считается бабочкой-долгожительницей, она может прожить до 13 месяцев, правда большую часть времени проведет в спячке.

Слайд № 8
Бабочки откладывают яйца, из яиц появляются гусеницы, они превращаются в куколок, обматывая себя собственной паутиной. Если куколку потрогать – на ощупь она твёрдая. В таком виде насекомое зимует.

 Слайд № 9
Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться: это медленно, как из пеленок, появляется бабочка.

 Слайд № 10
Как же устроена бабочка? С детьми внимательно рассматриваем строение бабочки.

 Слайд № 11;12
Изображение бабочек на картинах художников.

 Слайд № 13
Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую окраску. Если насекомое поймать, эти чешуйки, похожие на пудру, останутся на руках. Без этого покрытия бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, она переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.

- Можно ли бабочку брать в руки? Почему?

- Из каких частей состоит бабочка? (Крылья, туловище, голова, 6 ног, усики)

- Какой формы крылья? (Округлой)

-Для чего бабочкам крылья?

- Какие крылья по размеру вверху и внизу? (Вверху – побольше, а внизу – поменьше)

- Если сравнить левое и правое крыло, что можно заметить? (одинаковые)

Да, так и есть, рисунок слева точно-точно повторяет изображение на крыле справа.

- А сейчас мы с вами нарисуем бабочку.

- Как сделать крылья бабочки одинаковыми?

 Слайд № 14
В этом нам поможет техника монотипия.

Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 Слайд № 15; 16
- Половину изображения бабочки толстой кистью смочу водой так, чтобы не осталось ни одного сухого участка. Затем быстро, чтобы вода не успела испариться, нанесу разноцветные пятна. Каждый раз при наборе краски нового цвета хорошо промываю кисть! Посмотрите, какие чудеса происходят, как удивительно расплываются разноцветные пятна, волшебным образом смешиваясь между собой! Складываю половинки, проглаживаю ладонью. Теперь разворачиваю, что получилось?

Теперь осталось дорисовать голову, туловище, усики и, кто хочет, рисунок на крылышках.

На этом украшательство насекомых не закончилось! Дети вызвались преобразить бабочек цветными пайетками.












 
 
 
 
 
 
 

Конспект НОД в старшей группе:
«Вазочка для куклы Маши»
 
Оборудование: салфетки для декупажа, клей ПВА. Кисточки, гуашевые краски, ножницы, лак. Шаблоны вазочки (по количеству детей).

Ход работы:

Педагог:
- Ребята, посмотрите, на нашу куклу Машу. Она грустная и расстроенная. Вы не знаете почему? Может её кто – то обидел?
(ответы детей)
Педагог:
- А давайте мы у неё сейчас спросим!
(воспитатель спрашивает у куклы)
Педагог:
- Оказывается, у неё сегодня день рождения и ей подружка подарила букет красивых цветов. А вазочки у неё нет и поставить букет не куда. Что же делать, ребята?
(ответы детей)
Педагог:
- Давайте поможем ребята Маше! Я приготовила вот такие вазочки, но они не красивые, не расписанные. Предлагаю раскрасить эти вазочки, чтобы она могла поставить свой букет.
Педагог:
- Посмотрите какая у меня вазочка. (Показывает образец) 
- А как же она расписана?
(ответы детей)
Педагог:
-  Эта вазочка расписана в технике «декупаж».
А кто -  нибудь из вас знает, что такое декупаж? Или что-то слышали о нем?
(ответы детей)
Педагог:
- Сегодня ребята я покажу вам предметы, выполненные в технике декупажа, и расскажу вам, как возникло это декоративное творчество.

  «Декупажем впервые стали заниматься в Китае, как только там научились производить тонкую красочную бумагу. Слово «Декупаж» в переводе с французского означает - «вырезать». С помощью вырезанных красочных картинок китайцы украшали разные предметы: шкатулки, фоторамки, вазочки, посуду и. т. д., а также украшалась и мебель. Позже «декупажем» стали заниматься и европейцы.

Так что же такое – декупаж? Декупаж – это вид декоративного творчества, с помощью которого украшались разнообразные поверхности напечатанными картинками. Вырезанные из бумаги красочные картинки вначале наклеивались на декорируемую поверхность, а затем, после высыхания, для защиты от внешних воздействий полученное изображение лакировалось, т. е. покрывалось лаком на несколько слоев.
Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое.
(показ презентации)
 

 Что же необходимо мастерам для занятия декупажем? В настоящее время мотивы (или картинки) чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. Для того чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы». (дети подходят к столу)

Педагог:
- Для выполнения работы в технике декупаж необходимы:
(показ материалов и инструментов в мастерской)
1. Объект для работы (т.е. предмет на который будет наклеиваться картинка)
2. Ножницы. 3. Бумага с картинками для вырезания. (салфетки)
4. Клей.
5. Кисти.
6 . Различные краски для покрытия:
7. Лак
«Для вырезания мотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой. В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, клейстером. Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком. Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки. Приклеивание следует начинать от середины мотива».
Педагог:
 - А сейчас ребята мы с вами попробуем освоить навыки и умения Мастеров Декупажа. И поможем кукле Маше в росписи вазочки. (садятся за столы)
Для того чтобы помочь кукле Маше мы возьмем:
1. Вазочки;
2. Салфетки для декупажа;
3. Клей ПВА (разбавленный водой: 1/1)
4. Ножницы;
5. Кисти
6. Гуашь;
7. Лак для закрепления работы.
8. Вода в баночке.
А что самое главное нужно в любой работе? (ответы детей). А без чего мы не сможем выполнить нашу работу? (ответы детей). Хорошо, тогда я вам дам подсказку!
Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши …(руки)
Педагог:
- Правильно, руки и наши пальчики.
Давайте мы с ними подружимся, подготовим их к работе.
(Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»:

Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни:
Выбрасывают пальцы из кулаков
Так и эдак, эдак-так -
Не обидятся никак.
Поворачивают руки ладонями вверх-вниз
Можешь пальцы сосчитать:
Шевелят растопыренными пальцами
Один, два, три, четыре, пять.
Собирают пальцы поочередно в кулак
Один, два, три, четыре, пять.
Выбрасывают пальцы поочередно из кулака
Десять пальцев, пара рук -
Вот твое богатство, друг.
Пожимают руки
Педагог:
- В каждой работе необходимо соблюдать технику безопасности. И мы с вами, пользуясь ножницами, будем очень осторожны:
1. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми. 2. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
Педагог:
- Приступаем к работе:
1. Выберите понравившийся рисунок и вырежьте его. Разделите салфетку на слои, далее работайте только с самым верхним, красочным слоем. 2. Приложите вырезанный мотив на вазочку.
Кисточкой с клеем аккуратно промазываем картинку от центра к краям, стараясь, чтобы не получилось складочек.

 Затем, чтобы рисунок у нас не казался отдельным пятном, заполняем свободное место фоном в тон рисунка, слегка подсушиваем и далее, декорируем, прорисовывая в свободной части мелкие элементы, соответствующие нашему рисунку.
Когда наша работа хорошо высохнет, мы покроем ее лаком на водной основе для большей красочности и прочности.
А сейчас давайте покажем наши работы кукле Маше. Я думаю, они ей понравятся, и она будет рада вашей помощи. (Дети показывают свои вазочки кукле)
Кукла Маша благодарит детей за помощь.
Педагог:
- Ребята, а кто запомнил, как называется техника, в которой мы разукрасили тарелочки? (дети  - декупаж)  (ответы детей)
В какой стране, впервые стали заниматься этим творчеством?
(ответы детей)
Какова последовательность работ? Что мы вначале делали, а что потом? (ответы детей)

 

2 комментария:

  1. Здравствуйте. Сын принес домой свою красивую бабочку, и мы еще сделали двух бабочек. Теперь они украшают его комнату.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно что занятие принесло пользу и ребенок усвоил технику изображения.

      Удалить